Main

Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Первоначальные сведения об этом владении указывают, что с 1716 года оно принадлежало генералу Ивану Ильичу (старшему) Дмитриеву-Мамонову (р. 1680), участнику Полтавской баталии и турецких походов (как было указано на его надгробной плите, находившейся в соседней церкви). От наследников Дмитриева-Мамонова владение переходит к московскому генерал-губернатору Ивану Ивановичу Юшкову, потомку князя Зеуша, выехавшего из Золотой орды к великому князю Дмитрию Донскому.

Сын генерал-губернатора Петр Иванович Юшков, ставший владельцем в начале XIX века, славился необычайным хлебосольством. Однажды он устроил у себя на даче, около Новодевичьего монастыря, великолепный бал, который продолжался три недели. На соседних фабриках остановилась работа, так как рабочие толпились у юшковской дачи, а монахини взбирались на монастырские стены смотреть фейерверки, слушать музыку и цыганское пение. Говорили, что такой образ жизни довел Юшкова до разорения.

Дом Юшковых у Мясницких ворот - один из лучших архитектурных памятников Москвы эпохи зрелого классицизма. Авторство его проекта приписывают архитектору В. И. Баженову. В этом доме была и домовая церковь в честь Казанской Богоматери. В 1812 году от пожара дом не пострадал, и уже в следующем году славился как торговый центр, где у купца Андрея Кригера продавались "всякого сорта французские новопривезенные вина бочками, ведрами, ящиками и бутылками". Здесь же находилась торговая контора по продаже новых английских патентованных бумажных полотен.

Но замечательная история этого дома начинается с 1838 года, когда одну из зал для размещения Рисовальных классов сняло в аренду Московское художественное общество. Эти классы возникли в 1832 году как "кружок любителей натуральной живописи" на Ильинке, в квартире художника А. С. Ястребилова, а в июне 1833 года они были преобразованы в "публичные классы рисования, живописи и ваяния", их учредителями и директорами стали: М. Ф. Орлов, А. Д. Чертков и Ф. Я. Скарятин. Преподавателями пригласили художника И. Т. Дурнова и скульптора И. П. Витали, классы обосновались в доме Шипова на Лубянской площади. Потом, сменив несколько адресов, они в 1838 году расположились в этом доме Юшкова. Классы, преобразованные в училище, существовали на средства попечителей. В 1844 году дом Юшкова куплен для училища за 35 тысяч рублей серебром. В 1865 году сюда была переведена Московская дворцовая архитектурная школа, и с тех пор появилось название: Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь преподавали, учились и жили выдающиеся представи тели искусства: М. И. Скотти, С. К. Зарянко, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, В. В. Пукирев, Н. В. Неврев, А. К. Саврасов, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Е. С. и П. С. Сорокины, С. И. Иванов, Н. А. Касаткин, В. А. Серов, М. В. Нестеров, Н. А. Рамазанов, С. М. Волнухин, А. Е. Архипов, П. П. Трубецкой, С. В. Милютин, Ф. О. Шехтель, В. Д. Поленов, А. М. Васнецов.

В училище в 1912-1913 годах занимался В. В. Маяковский. Читали здесь лекции: историк В. О. Ключевский, литературовед М. Н. Розанов, профессор анатомии П. И. Карузин. В стенах училища регулярно проводились отчетные художественные выставки. "Вот где перлы! Вот где таланты! Вот оно, наше родное, и в Москве..." - восторженно отзывался о них И. Е. Репин.

А с 1872 года здесь устраивались выставки художников-передвижников. В помещениях этого училища литературная и театральная Москва часто проводила свои заседания. Здесь можно было встретить Т. Н. Грановского, Т. Г. Шевченко, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, А. Н. Островского, С. М. Соловьева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, П. М. Третьякова. В конце XIX - начале ХХ века во дворе вместо старых строений возвели новые (архитекторы Н. С. Курдюков и др.), где были квартиры преподавателей. Первые этажи главного дома сдавали под магазины.

После 1917 года на основе Училища живописи, ваяния и зодчества организовали Первые Государственные художественные мастерские, в конце 1920 года превращенные в Высшие Художественно-технические мастерские (ВХУТеМАС). Мастерские разместились по двум адресам - здесь и на Рождественке, 11. В студенты пришли с заводов и фабрик, из сел и деревень, с фронтов гражданской войны. Стало два отделения: художественное и новое - производственное. В художественном готовили графиков, художников театра и кино, мастеров фотоискусства, декораторов. В преподаватели были приглашены как представители старой школы, так и новаторы. Организовали студенческое общежитие на 410 человек. Были рабфак и клуб. В клубе работала студия "Искусство движения", которой руководила преподавательница ритмики Валерия Ивановна Цветаева, сестра Марины и Анастасии Цветаевых. При ВХУТеМАСе был клуб имени Поля Сезанна, в котором шли дискуссии, выступали с докладами политические деятели, поэты А. В. Луначарский, Е. М. Ярославский, В. Хлебников, С. Есенин и др. В зданиях этого училища после 1917 года жили: Л. О. Пастернак, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк, Л. А. Бруни, В. Е. Татлин, А. Е. Крученых, А. А. Осмеркин, А. Е. Архипов, А. М. Родченко и многие другие.

В 1926 году ВХУТеМАС был преобразован в Высший Художественный институт, а потом, через четыре года, - в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находится на Рождественке, 11. В 1930 году в доме помещались: художественный техникум ОГИЗА, Институт изобразительного искусства с факультетами графики, живописи и скульптуры. На базе находившихся здесь Художественных мастерских возник Московский художественный институт имени Сурикова. С 1935 года помещения начали занимать разные конторы и организации. В 1942 году здесь был Московский Технический институт, переименованный в 1953 году в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1960-х годах институт переехал на Каширское шоссе в новое здание. Потом там обосновались Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления и другие организации.

Здания отмечены тремя мемориальными досками: первая - о посещении коммуны ВХУТеМАСа В. И. Лениным и Н. К. Крупской, 25 февраля 1921 года навещавших учившуюся здесь дочь Инессы Арманд Варю; вторая доска на здании во дворе (строение 5) сообщает о том, что в доме в 1894-1930 годах жил и работал художник Н. А. Касаткин; третья посвящена выдающемуся художнику А. К. Саврасову.

Ныне в доме находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Ее основал в 1989 году Илья Сергеевич Глазунов. Согласно Уставу, академия возрождает традиции бывшего здесь Училища живописи, ваяния и зодчества. Она готовит художников, скульпторов и архитекторов, продолжая и утверждая классические реалистические традиции отечественного художественного наследия.

Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26